суббота, 5 октября 2013 г.

Александр 2 и его реформы.

Александр 2 (1818-1881) - российский император с 1855 года. Сын Николая 1. Был женат на Максимилиане Вильгельмине Августе Софье Марии Гессенской (в православии Мария Александровна), с 1866 года на Софьи Михайловне Долгорукой. От первого брака имел шестерых сыновей и двух дочерей, от второго - двух сыновей и двух дочерей. Вошел в русскую историю как Александр 2 Освободитель (в связи с тем , что именно он отменил крепостное право), проводил крупномасштабные реформы, которые потом были определены как великие. После его смерти на престол взошел его сын - Александр 3.

Земская реформа.

Отмена крепостного права в 1861 году требовала неотложной реформы системы местного управления. В марте 1863 года специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты о положении земских учреждений, а в 1964 году Александр 2 издал "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", где было объявлено об их создании. Первоначально земская реформа затрагивала всего 33 губернии. К 1911 году уже 43 губернии. Теперь вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания  поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на  землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Но у  земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции за помощью. Это делало земства уязвимее. 
Все таки земская реформа не сформировала централизованной системы, потому что не было создано органа, контролирующего работу всех земств. Но земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства и промышленности.

Реформы образования.

В 1964 году ввелось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны были заниматься государство, церковь и города. В  том же году был учрежден устав гимназий, который объявлял доступность среднего образования для всех сословий. После окончания 7 лет в гимназии, где в основном изучались древние языки, математика и естествознание можно было поступить в университет, где тоже был принят университетский устав, возвращавший университетам выборы проффесоров и деканов. Университетский совет получил право решать все научные, учебные и финансовые вопросы. Вскоре в школах обучалось 600 тыс учеников, а в университетах их количество увеличилось в 1,5 раза. Это было намного больше, чем во время до проведения реформы. 
В результате данной реформы российская университетская наука поднялась до уровня европейских стран.

Городская реформа.

Была продолжением Земской реформы. Была проведена в 1870 году и заменила раньше существовавшие сословные городские управления городскими Думами, которые избирались на 4 года и ее членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права. Число избираемых членов было значительно, от 30 до 72 человек. В столичной же Думе их было намного больше - 120 человек. Дума избирала постоянно действующий орган - городскую управу, состоявшую из одного городского головы и нескольких членов, которых тоже избирали на 4 года. 
Эта реформа послужила толчком к развитию городов, закрепила систему органов городского общественного управления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий